Советский тяжеловоз - гордость тяжелоупряжного коневодстваЭти крупные и массивные кони всегда привлекают внимание. Способные перевозить многотонные грузы и тянуть тяжелые повозки, тяжеловозы впервые были выведены в Западной Европе еще в XVIII—XIX веках. Однако не только Европа, но и наша страна славится своими тяжелоупряжными породами. Одна из них – это гордость нашего народа — лошади Советский тяжеловоз. О них мы сейчас и поговорим. Содержание
Обзор породыСоветский тяжеловоз – это крупные массивные лошади, выведены в Советском Союзе на базе привезенных из-за границы брабансонов. В результате длительной селекции и разумного подхода отечественные коневоды намного улучшили первоначальные данные тяжеловозных коней. При сильно развитой мускулатуре и крепком костяке порода отличилась сухостью телосложения. Также по сравнению с брабансонами наши лошади стали менее прихотливыми к условиям содержания и кормам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Советский тяжеловоз – это уникальная лошадь. Она обладает целым набором ценных качеств. Более того, до сих пор среди всех отечественных тяжелоупряжных эта порода является самой крупной и выносливой. Они носят почетное звание «коней богатырской силы» и в этом не имеют конкурентов. Также отличаются энергичным характером и грациозными движениями как на шаге, так и рыси. ПроисхождениеВпервые тяжелоупряжные породы лошадей в Россию попали во второй половине XIX века. Спустя некоторое время на основе местных рабочих кобылиц и бельгийских тяжеловозов началось выведение новой советской породы. На начальных стадиях селекции кровь брабансонов смешивали с разнообразными по происхождению кобылами. Если углубиться в генотип, то наша порода имеет в корнях и першеронов, и арденов, и битюгов. Наибольший вклад в развитие и усовершенствование селекции внес профессор Д. А. Кисловский и зоотехник И. А. Анцин. Основную цель, которую преследовали при выведении Советского тяжеловоза – это потребность сельского хозяйства в рабочих и выносливых лошадях. Уже к 30-м годам XX века совершенствовали породу на основе жеребцов, выращенных на своих конезаводах. В 1948 году заграничных брабансонов уже не было. В Починковском (Нижегородская область) и Мордовском (республика Мордовия) конных заводах стали отбирать и проводить тренинг молодняка. Полностью утверждена порода была в 1952 году. Полученная порода тяжеловоза отвечала всем требованиям тогдашнего сельского хозяйства. Новые уникальные на то время кони были намного гармоничнее, мельче и подвижнее своих «прародителей». Более того, кобылицы отличились самой высокой молочной продуктивностью. Уже совсем скоро порода стала лидирующей по популярности и получила свое официальное название. Внешний видСоветский тяжеловоз – это крупные высокие кони. Средняя высота в холке у жеребцов в среднем составляет 165-170 см, кобыл – 160-163 см. Вес взрослых особей колеблется от 700 до 1000 килограмм. Первое, что бросается в глаза – это достаточно широкая массивная шея и грудь. Голова средней величины с хорошо развитыми щеками, широкими ноздрями, средними иногда обвислыми ушами. Шея короткая или средней длины плавно переходит в низкую холку. Спина мягкая, что позволяет использовать коней под седлом. Еще одна важная особенность Советского тяжеловоза – широкая ровная поясница с раздвоенным и немного обвислым крупом. Такое строение бедренных и тазовых костей позволяет лошадям удерживать тяжелые грузы. Ноги сухие, мускулистые заканчиваются крепкими копытами правильной формы. Важно! Очень часто советская тяжеловозная порода имеет неправильный постав ног: саблистость, косолапость и прочее. Как утверждают специалисты, это не влияет на способность лошади, однако не приветствуется при разведении. Также из особенностей можно назвать короткое бедро, большие скакательные суставы, длинные лопатки, короткие бабки и широкую пясть. Что касается окраса, то кони чаще всего имеют рыжую, рыже-чалую, реже гнедую и гнедо-чалую масть. В отличие от брабансонов оброслось щеток на ногах умеренная, а вот грива и хвост зачастую пышные. Смотрите фото. Продуктивные характеристикиСоветский тяжеловоз – это скороспелая и высокопродуктивная лошадь. Жеребята быстро растут и набирают вес. Примерно к одному году жеребцы весят до 550 килограмм. Начиная уже с 2,5-3-х лет они успешно используются в тяжелых работах, с 5-6 – на специальных соревнованиях. Важно отметить длительный срок племенного использования. Некоторые матки дают приплод в 20 и более лет. Как мы уже отмечали, советские тяжеловозные лошади способны потреблять дешевые объемистые корма, что делает их выгодное содержание в любых условиях. Кобылы отличаются высокой молочной продуктивностью и способны за период лактации давать в среднем 6000 литров молока. Эти качества успешно применяются для улучшения многих местных рабочих лошадей. Два типа породыКак мы уже говорили, Советский тяжеловоз был выведен на двух отечественных конезаводах: на Починковском и Мордовском. Однако это послужило выделению двух породных типов, которые имеют свои отличия. Так, например, кони Починковского конзавода имеют яркую выраженность тяжеловозных лошадей. Они массивные с крепкими высокими ногами и немного удлиненным корпусом. Кони Мордовского завода унаследовали качества Суффолькской породы, поэтому более компактного телосложения и более сухие. «Наши» рекордыГоворя об этой породе, невозможно не вспомнить о ее рекордах. Так, например, в 1957 году на Тамбовском ипподроме гнедо-чалый жеребец по кличке Форс установил абсолютный рекорд грузоподъемности. Он вывез груз весом почти в 23 тонны и прошел расстояние 35 метров. На последующих всесоюзных соревнованиях с 1960 по 1990 год представители породы регулярно устанавливали новые рекорды. Современная жизнь бывалых рекордсменовСовременный мир техники и автоматизации сельского хозяйства откинул использование тяжеловозов в далекое прошлое. Сегодня порода, несмотря на свои выдающиеся результаты, переживает далеко не самые лучшие дни. Резко сокращается поголовье чистопородных коней, уменьшается спрос и потребность на высокопродуктивных маток. Починковский и Мордовский конзаводы практически проживают последние свои годы существования. Однако этого нельзя сказать о других странах, где спрос на Советского тяжеловоза увеличивается. Сегодня наших жеребцов и кобыл можно встретить на международных соревнованиях, а также они участвуют в программах по улучшению тяжеловозных пород. Что касается России, то сегодня лучшее поголовье сосредоточено во Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях. Видео «Красивый и сильный тяжеловоз»В этом видео вы сможете увидеть, как выглядит Советский тяжеловоз, узнать некоторые их особенности, а также то, чем так славятся эти кони и в наши дни.
|